Электронный адрес: teurung5456@gmail.com Сайт: teurung.org. Страницы в facebook: https://www.facebook.com/teurung; https://www.facebook.com/groups/teurung.

 


Алхимическая Афродита и ее представленность в наше время.

 Афродита – хорошо известный в алхимии образ. В качестве блудницы (meretrix) она олицетворяет собой первоначальный хаос, великую massa confusa[1]. В «Introitus apertus»[2] проводится аналогия между хаосом и матерью металлов. «Tractatus aureus de lapide»[3] называет ее арканной субстанцией: «Эта благородная блудница Венера, одетая и окутанная в яркий цвет».

Алхимическая Афродита имеет также и благородную, возвышенную сторону, поскольку она и царица, и «целомудренная царская невеста». Доктор К.Г.Юнг отмечает в своих исследованиях, что противопоставление meretrix и sponsa в одном образе – очень древнего происхождения: с одной стороны Иштар это проститутка богов (Белти, Черная), с другой – Анту, Миллиту, мать, дева и царица. Василий Валентин в так описывает Алхимическую Афродиту в образе царицы: «Эта тинктура – роза наших мастеров, она тирского цвета, называемого также красной кровью дракона  описанного многими как багряный плащ… одеяние царицы»[4].

В глубинно-терапевтической практике работы с архетипами мы обратили особое внимание на значение Алхимической Афродиты для мужской арканной субстанции. В поэме Валентина о первоматерии камня, Венера отождествляется с источником, где тонет ее «связанный» отец, а также с матерью и невестой царя:

 

«То камень и не камень, (он

Единою природой наделен),

Источник вод. Объятый тем потоком,

Наш Господин в безмолвии глубоком,

Недвижный, неживой, на дне таится,

Пока душа его не возродится»[5].

Доктор К.Г.Юнг считает, что Алхимическая Афродита является женским аспектом Царя (Rex), его Анимой. Царь в бракосочетании с Венерой – это «мужчина, охваченный женщиной» и в то же время, гермафродит, как говорит об этом Валентин:

Мудрец сказал: им должно быть ничем иным,

А только лишь Меркурием Двойным[6].

В этом бракосочетании (connubium) Венера по отношению к Царю выступает как Сера Солнца и доктор К.Г.Юнг рассматривает Венеру как anima vegetativa[7] серы. Сера, как известно, универсальный растворяющий агент и в арабской «Книге Кратиса» Венера показана такой растворяющей силой, что ее называют «переписчицей».

Однако Алхимическая Афродита становится творческой трансформирующей силой в том случае, если растворенный ветхий Царь (Senex Rex) затем вновь возрождается в ней. Доктор К.Г.Юнг отождествляет Солнце как символ Царя с сознанием. Сознание старится, т.е. Царь начинает испытывать нужду и недостаток в чем-либо. И не хватает ему именно темного, хтонического аспекта в его парадоксальности, в его одновременном величии и низменности. Говоря психологически языком, сознанию не хватает энергии аффективных  влечений и тех парадоксальных смыслов, которые открываются после погружения в аффект и которые на языке ветхого Царя (патриархального Суперэго) пренебрежительно называются «женской логикой». Погружение ветхого Царя в стихию Алхимической Афродиты приводит гистолизу (распаду тканей), так что остается гомогенный раствор и здесь Афродита уже переходит в роль матери. Она становится беременна Царем, она – «вода», в которой ветхий Царь разлагается на атомы. Это состояние тождественно смерти, матка становится его могилой и ветхий Царь исчезает в тинктуре. С точки зрения психологии происходит слияние (конфлюэнция) сознательного Эго мужчины с его Анимой, в ходе которого размываются границы Я, оно теряет свою структурность и состояние Эго-идентичности переходит в состояние Мы-идентичности или даже Не-Я-идентичности. Затем происходит алхимическое превращение: вещественная тинктура теряет свою земную ограниченность и несвободу и растворитель – Сера, Алхимическая Афродита – вместе с растворенным ветхим Царем переходят в высшую стадию, стадию Albedo, которая является первой фазой завершения великого делания. Здесь Алхимическая Афродита выступает уже как Возрождающая Исида[8]

Необходимо отметить, что в условиях постмодернистской культуры с ее сексуализацией ощущений, коммуникативных и поведенческих моделей для представления Алхимической Афродиты более чем достаточно. На уровне массовой культуры и шоу-бизнеса этот образ представлен достаточно широко и ярко (например, хрестоматийный голливудский фильм «Красотка»). Однако на уровне внутриличностном и межличностном его представленность куда уже, а успехи (имеется ввиду Великое Делание – обновление ветхого Царя) и вовсе скромны. За 15 лет аналитической практики я могу вспомнить около двух десятков отчетливых случаев констелляции (интеграции с сознанием) архетипа Алхимической Афродиты у анализандок. Архетип Алхимической Афродиты может констеллироваться в психике любой женщины, однако наиболее велики шансы его проявления у тех женщин, чья Анима по своему базовому архетипу является Гетерой (по классификации Тони Вульф)[9]. Например, мне приходилось наблюдать констелляцию Алхимической Афродиты и у женщин с Анимой-Медиумом (Дочерью), однако они быстро пугались подъема в своей душе такого мощного и экспрессивного либидо, и процесс сворачивался.

Характерно, что еще в начале процесса констелляции Алхимической Афродиты у анализандок начинал проявляться интерес к оккультизму – даже у тех, чье мировоззрение допрежь было вполне позитивистским. Чаще всего это не выходило за пределы традиционной аграрно-анимистической магии,  полноценного контакта с Эго-сознанием, а следовательно, «встраивания» в мировоззрение не происходило. В некоторых случаях я целенаправленно влиял на этот процесс – в частности, в форме драматерапии, а именно такой ее разновидности как мифодрама. Приведу один из примеров такого рода.

Учитывая, что образ ведьмы и инквизитора уже достаточно мифологизирован в европейской культуре, мною был составлен сюжет, действие которого разворачивается в средневековой монастырской школе для девушек благородного сословия. Одна из воспитанниц оказывается уличенной в колдовстве и в школу прибывает выездная сессия трибунала Святого Оффициума во главе с инквизитором, цель которого – разоблачить колдовство и покарать его. Спонтанность мифодрамы, как это часто бывает, изменила первоначальный замысел, согласно которому разоблаченной воспитаннице предстояло быть обвиненной и подвергнутой большому аутодафе (таким образом в мифодраму вводился элемент жертвенности и катарсиса, что имело терапевтическое значение для анализандки). К немалому удивлению для меня, как режиссёра-психодраматиста, воспитанница хоть и была уличена в колдовстве, однако коллективными усилиями остальных воспитанниц и аббатисы, а также благодаря своему яркому и глубоко аутентичному поведению (нечасто мне доводилось видеть столь глубокое проявление Анимы-Гетеры на ее светлом полюсе!), была оправдана. Не будет преувеличением сказать, что под влиянием манифестированного архетипа Алхимической Афродиты слова, жесты и сам облик главной героини мифодрамы стали поистине гипнотическими, и влияние «наведённого» ею либидиозного транса ощущалось в группе и после завершения мифодрамы. Так же примечательно, что вскоре после этого отношения анализандки с ее молодым человеком (до тех пор весьма неопределенные) стали глубже и серьезнее и перешли в официальное замужество. В дальнейшем её влияние на мужа оказалось столь плодотворным, что молодой человек вышел из состояния пассивной легкомысленности и начал целенаправленно работать над собой, формируя аутентичную маскулинность.

Резюмируя, мы можем сказать, что в эпоху общества потребления Алхимическая Афродита стала, вероятно, ещё более таинственной и неуловимой силой, чьи трансформации человеческой души однозначно выходят за пределы понимания эмпирико-рационалистической картины мира. В рамках теории и практики Ассоциации глубинной психологии «Теурунг» мы встречаемся с этим архетипом достаточно часто, особенно на специальных развивающе-терапевтических программах «Женский путь: между Блудницей и Царицей», «Марс+Венера», «Сексуальность как поиск и творчество в человеческой жизни», «Таро и глубинная психология». Однако встреча с таким архетипом является серьёзным вызовом для женщины, поскольку приводит к раскрытию anima vegetativa прежде всего в её душе, а это чревато столкновением с устоявшимися жизненными границами, гендерно-ролевыми стереотипами, внутренними и внешними барьерами в проявлении чувств, вызванными психологическими травмами etc[10].

 

 

Сагайдак Александр Николаевич,

кандидат психологических наук,

руководитель Ассоциации глубинной психологии «Теурунг».



[1] Первородный Хаос (лат.)

[2] Introitus Apertus Ad Occlusum Regis Palatium Paperback – July 9, 2011.

[3] Theatrum chemicum, praecipuos selectorum auctorum tractatus de chemiae et lapidis philosoplici antiquitate, veritate, jure, praestantia. Sumptibus heredum Eberh. Zetzneri, 1659/

[4] Там же.

[5] Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения. Мн., Харвест, 2003. – 576 с.

[6] Там же.

[7] Воля к жизни (лат.)

[8] https://teurung.org/arhetipicheskij-scenarij-put-isidy/

[9] https://teurung.org/anima-zhenshhina-v-dushe-muzhchiny/

[10] https://teurung.org/arhetip-kassandry/

Комментариев нет:

Отправить комментарий